И зайка здесь, и катерок (konsugar) wrote,
И зайка здесь, и катерок
konsugar

Category:

31 песня-2011. Часть 2


Григорий Лепс
Водопад
Водопад (2009)

Здесь мог оказаться любой из трех первых треков последнего альбома, «Пенсне». «Научись летать», перекликающаяся и с «Водопадом», но лиричнее; «Вавилон», снова отсылающий к будничным клеркам; «Клуб одиноких сердец подполковника Пеппера», навязчиво подчеркивающий, что жанр Лепса – «эстрада с элементами рока». Но поскольку из них я так и не смог выбрать, а слышать свежее куда вероятнее (т.к. к нынешнему времени Лепс добрался до всех утюгов и приличной стороной творчества), то здесь – тот момент, когда эта приличная сторона зародилась и зацвела. То есть, еще раньше была и про водочку, и перепевки Coldplay и Паскаля, да и вообще на каждом альбоме наличествуют приличные песни. Но этот выходит лучшим, даже если абстрагироваться от стилистики. Достоверные источники рассказывают, что во время его выпуска Лепс сам раздавал его и разрешал делать что угодно. Ну мужик же.

Елка
Прованс
Точки расставлены (2011)

Лидер хит-парада konsugar'а-покупателя. В том смысле, что фон одного из центровых магазинов нашего городка составляет строго какое-то одно радио, кроме «Ретро» («Русское», наверное), а его репертуар в этом году составляли «Градусы», Брежнева и Елка. А в соседнем магазине еще можно было часто услышать «что-то важнее нас, что-то сильнее слов» - я даже смотрел «Золотой граммофон», где все эти люди выступали, но вот имя последней вылетело моментально. Кстати, на «Граммофоне» Елка, наряду с немногими другими, пела живьем, и пора бы уже начать рассказывать тут о ней – хотя бы из уважения за это. Наверное, я не один до этого лета не знал о том, что Борисполь – это не какая-то глухомань, а основной киевский аэропорт. Оцените просветительскую функцию попсы! Вне контекста всей этой ботвы (включая прилавки магазина) песня даже расслушивается как приличная. Как я могу судить по обрывочным впечатлениям, даже туся с рэперами Елка не была таким уж рэпом, так что и мейнстримизация наверняка не сильно увела ее в аренби или чего похуже. А чтобы не судить по обрывочному – собираюсь послушать больше.

Animal ДжаZ
Космос
Animal ДжаZ (2011)

Опять эта группа предстает словно со специально отключенным фильтром вкуса. Вот включаем альбом, прошло интригующее интро, прошла хорошая песня, прошла эта, прошла еще хорошая, еще нормальная – нет, всё, блин, сопли опять. Пережили, собрались еще на пару годных треков – опять трэш и угар какой-то, теперь надо упомянуть поименно питерские клубы – денег они дают, что ли? Снова собрались, еще немного лирики – нет, перебор, стопицотая песня про осень – кто покоя не дает, Пушкин или «ДДТ»? – дальше предъявим концептуальные отсылки к прошлому творчеству – и тыдыщь мордой в новогодний салат! И так подряд уже второй альбом. Почему нельзя сделать его из 10 хороших вместо 15 всего подряд? Приходится выкидывать неугодное, и тогда остается вообще прекрасное полотно. Особенно переход от немного дурацкой «Может» к мощной «Вере и свастике», ну и, как я уже отметил, самое начало. Под слова «Вот и космос, ну и с богом» включается ощущение, что этот альбом – действительно квинтэссенция всего Animal ДжаZ'а, не зря же он так называется. На фоне уже отброшенной ерунды даже рифмы типа «любовь – вновь» простительны, особенно когда музыка с годами растет и не собирается останавливаться. В конце концов, немало неплохой поэзии в истории уже есть, а щас общество вообще как-то больше на твиттер ориентировано, нежели на искусство. А это группа, которая не может не задумываться об обществе.

Корней
Я не живу без тебя
Солнце на поводке (2010)

Корней наконец разродился альбомом, и очень правильно сделал, потому что негде сейчас больше послушать такую музыку, ведь Radiohead скатились вообще не пойми во что, с трудом напоминающее песни, а вот у Корнея и изощренно-пронзительная музыка осталась, и сочинительство. При этом они остаются структурно простыми, текстово наполненными в меру (без земфирских умолчаний половины фраз) и, пожалуй, стали более позитивно лиричными. Я вот еще подумал, что часто стыдно и неловко за исполнителей, когда они используют понятия типа «нэт» и «гибэдэдэшники», но вообще пора прекратить стесняться, потому что это реальность, и она есть сейчас, и наверняка старые песни и фильмы были бы такими же актуально-дурацкими, живи мы в прошлом. Чего такого есть именно в этой композиции – не знаю, вроде и не радио, и не инди. Наверное, смело ломаный размер, сохраняющий при этом нужный порыв. Он там совсем не такой, как можно предположить по названию.

Несчастный случай
Шла Саша по шоссе
Тоннель в конце света (2010)

Не тот ансамбль назвался настоящим московским! У «НС» не одна песня про Москву, и каждая – отличная; есть и про Питер, есть и про глубинку, ну а в такой год одна из самых политических не могла не оказаться здесь. Группа вообще внезапно оказалась самой активно прослушанной отечественной, хотя раньше совсем не ценил. А во всем виноваты вторые разговоры мужчин, к которым «НС» делали саундтрек и давали целое совместное представление с «Квартетом И», на которое мы с solar_canella с удовольствием попали. Слушать у них лучше всё, кроме самых заезженных песен, которые они иронично отыграли блоком в самом начале концерта и разрешили всем уйти. Там, оказывается, есть не только отутюженный балаган, но и множество грустных и серьезных песен. А главное – чем дальше, тем больше ощущение старательности и правильного применения таланта. Кортнев отмечает, что глупо пытаться делать не то, что думаешь, и что лучше всего получается творчество, понятное таким же – ну, скажем, по возрасту. Последний альбом смело может быть отмечен тегом “hi-fi” – там всё про этот возраст, близкий к среднему. Поэтому его надо взять и слушать весь. Одна только эта выбивается – потому и размещена здесь.

Братья Грим
Лето
Братья Грим (2005)

А ничего такая группа была! Есть и сейчас, да только как-то не пронзает. Интересно, если через 5 лет переслушать новое – понравится ли больше? При этом не сказать, что играют что-то принципиально хуже старого, что со многими случается. Просто вот эта песня (и еще парочка) из ранее не знакомых оказалась такой трогательной, что трудно допустить хотя бы повторение такого в будущем. Какая там мимимишная флейта! Не навязывается, а вступает ровно там, где надо, и вот, пожалуй, то самое место, где я вверну свою фразу-паразит, «после этого им можно всё». Этим ребятам удавалось заигрывание с ретро, и не мешали никакие форматы, ярлыки бритпопа и продюсирование. Навязчивой (не в пример флейте) была, по сути, одна песня, но ведь надо было с чего-то начать.

Диалог
Радиоволны
Осенний крик ястреба (1993)

Не пугайтесь, услышав смешной синтезатор и голос Валерия Меладзе. Это настоящий Валерий Меладзе, который со своим братом Константином (собственно, ответственным за смешной синтезатор и общее композиторство) на предыдущей стадии музыкальной карьеры пел ртом в группе «Диалог». Играли они такой суровый синти-арт, что на первых сольных этапах он то и дело прорывался в уже новых отличнейших номерах. Потом, правда, всё куда-то ушло, и это я уже не могу рассматривать как хороший пример взросления – это уже старение. Насколько я понимаю, такую музыку у нас играть было довольно популярно до 90-х, вот только практически никакими массовыми примерами она не запомнилась – таков уж стиль. Да и наверняка весь этот как бы протестный формат (не такой, как русский рок, конечно, но тем не менее) ютился в достаточно маргинальных слоях советской и пост-советской культуры – не Пугачева и Ротару всё-таки. Тем радостнее сейчас откапывать корни достаточно самобытных в условиях современности артистов. Что тут описывать: кто уважает раннего Меладзе – тому понравится.

Черный кофе
Звездный водоем
Переступи порог (1987)

Страничка ретро продолжается. Эта песня здесь оказалась, потому что я закончил переслушивать (и по большей части выбрасывать) старые архивы, неудобно хранившиеся на болванках (даже не DVD, а CD, представьте себе). И зацепила, вероятно, словами «Просто нет сил, нужно успеть за день разыграть сотню дел» - может, в 80-х так и говорили, но любопытно. И если отбросить космический пафос, то всё это к тому, что всегда есть что-то важное, что останется выше мирской суеты и будет ее важнее. Только послушайте. Но будьте осторожны: всё-таки метал, путь и лирический.

Zorge
Если верить облакам
Zorge (2011)

Ну да, у нас тут всё серьезно, а вы как думали. Понятно, что самой народной стала «Формула» - именно ее напевали на презентации в ожидании биса. И она того стоит не только своим прилипчивым вокализом, но и вся полностью. Но поскольку она и так публиковалась отдельным синглом, буду форсить не самые дурацкие (удивительно, но есть и такие) и даже малодружелюбные, но захватывающие песни. Среди таких на альбоме есть, например, «Дождь», составленный из названий книг и фильмов, или вот эта. Она подкупает шпионским ритмом, природной грустью, одолженной чуть ли не из «Я спросил у ясеня», кинематографичной или даже комиксовой картинностью, а еще – темпом, да не в смысле скорости ударов, а в смысле выверенной подачи: не замечаешь, как пролетели две трети, и вроде уже пора закругляться, как на тебя обрушивается третья. Полностью оправдано позиционирование группы Zorge как приключенческой, и как хорошо, что Евгений Федоров у нас есть.

Макс ИвАнов
Давай молчать
Маяки (Акустика 2) (2011)

Уже совсем нечего осталось сказать о «Торбе-на-Круче», а песни всё пишутся и записываются, причем не только старые акустические, а еще и откуда-то рождающиеся новые. Так что альбом группы (который вместо третьего сингла стал полноценным) я вообще никак не успел включить, а вот сольнику порадовался. И вновь подивился, почему некоторые песни уходят в них – неужели настолько не нравятся группе? Понимаю, что наивный подход, но какое-то объяснение же должно быть. На альбоме есть такие, что подошли бы коллективному исполнению, а в акустике из них, конечно, выжат максимум и получается неплохо, но хочется большего. Эта песня хороша тем, что вместо трех минут какой-нибудь простенькой акустики (что уже тыщу раз было) длится шесть, и не занудно, а удивительно концептуально для пары гитар (электро тут, конечно, отлично пристроилась). Нет, не «концептуально», но я не настолько умный, чтобы подобрать хорошо описывающее слово. У группы таких песен и не встречается. Она – как елочная гирлянда в режиме плавной смены цветов: переходит из одной краски в другую, завораживая и гипнотизируя от начала до конца. И припевы в ней – не самая громкая часть, и радости в ней почти нет, но надежда – безусловно.

Полюса
На батареях солнечных
Дальше (2010)

Сначала эта песня казалась мне дурацкой и балаганной, ведь слово «Крым» неизбежно отдает каким-нибудь «Ундервудом». Но ведь мы все когда-то бывали не только в турциях, египтах или испаниях, но и на собственном родном юге, каким бы стереотипно ужасным он не был. Впрочем, помимо Крыма в этой песне вообще не так чтобы много было особенного. Оказалось, нужно было сходить на концерт в конце аж позапрошлого года. Оказалось, она не просто про какой-то Крым (что-то его тут уже многовато), а про то немногословное, но глубокое ощущение, которое она точно описывает всей своею простотой. Только там я понял, какая она грустная, да и вообще баловства у «Полюсов» довольно мало. «Просто вода, а в конечном итоге на руки просится, трется о ноги». Непафосный и светло-печальный гимн курортных романтиков (причем в корне здесь и романтика в целом, и непосредственно роман), который, на удивление, совершенно не укладывается достойно в одну гитару, и в этом-то его замечательная уникальность.



  • Часть вторая одним архивом
  • Tags: 31 песня, музыка, списки
    Subscribe
    • Post a new comment

      Error

      default userpic

      Your reply will be screened

      Your IP address will be recorded 

      When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
      You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
    • 8 comments